Скачать в формате fb2

Гармонические сети и ноосфера

Прежде всего, автор хотел бы отметить, что эта глава носит лишь эвристический характер. Это первое приближение, первая попытка дать объяснение сокращающимся по закону прогрессии историческим циклам на основе предлагаемой гипотезы. Возможно, все это покажется вымыслом или даже бредом, но должна же существовать какая-то причина ускорения исторического времени и глобальным историческим циклам…

 

На процесс роста сети можно посмотреть несколько иначе. Сеть человека стартовала с двух клаттеров 65536. Будем считать, что эта пара представляла собой некую индивидуальность, личность. Назовем это суперсознание «текущим управляющим». Он только что образовался как вершина иерархии и в течение некоторого времени будет развиваться и сохранять свою целостность. Именно он будет решать высшие задачи, оставляя базовые проблемы низшим уровням.

 

Процесс роста сети можно рассматривать как клонирование этого «текущего управляющего» при каждом переходе от гармонической сети с размером n к гармонической сети с размером n+1. Т.к. в математической модели клаттеры неразличимы, а в цикле важно только их количество, то без ее изменения можно считать, что копируются только клаттеры управляющего. Но, может быть, это и не так. В любом случае клон не тождественен оригиналу, а значит, есть предпосылка к развитию.
 

Для управляющего вновь поступающие клаттеры не могут быть собеседниками, оппонентами, т.к. несовместимы с ним по рангу. И так будет продолжаться до тех пор, пока сеть не соберет четвертый клаттер. Гармоническую сеть размером в 4 клаттера можно считать новым «текущим управляющим». Далее, процесс повторяется, уровень иерархии каждый раз поднимается на единицу. Следовательно, если считать, что рост сети представляет собой непрерывный, в течение эпохи, процесс клонирования «текущих управляющих», схематически его можно представить как растущий через гармонические стадии бинарный граф.

 

 Существует точка зрения и ее сторонники приводят тому многочисленные примеры, что дихотомическая (парная) иерархия прослеживается на всех уровнях организации материи. Дихотомия – основа биниальной парадигмы естествознания [17]

 

Рис. 29. Растущий бинарный граф.

 

При достижении сетью совершенства процесс клонирования продолжается, и создается клон итоговой совершенной сети ранга n+1,  после чего запускается процесс клонирования «стартового» управляющего сети (n+1)-го ранга. В бинарном графе растущей иерархической сети  каждая вершина представляет собой гармоническую (ГИС), а на финальной стадии — совершенную (СИС)   сеть.

 

Информационные потоки здесь направлены (в основном) снизу вверх. Логично предположить, что вместе с ростом сети растет, если можно так выразиться, «величина сознания», «интеллектуальная мощь» каждого управляющего на местах (на всех уровнях). Ведь ему приходится решать не только собственные задачи, но и быть частью всех вышестоящих управляющих.
 

Если от сети 65536 спускаться вниз по ступенькам иерархии, то дойдем до простейшей сети ранга нуль, состоящей из двух клаттеров-носителей, соединенных связью. Клаттером этой сети является не человек, а клаттер-носитель, т.е. сетеобразующий клаттер СИС ранга нуль, в данной упрощенной модели не имеющий ранга. Причем этот клаттер ранга нуль — единственный клаттер сети, который не может существовать без своей пары: носителя-человека, с которым неразрывно связан.
 

Сознание человека, как клаттера, принадлежит сети, неподвластно ему и неконтролируемо. Его величина также растет с ростом графа. Но если сознание человека, как личности считать отражением его сознания как клаттера, то оно тоже должно расти вместе с сетью при проходе через гармонические стадии роста. Приведенные здесь правдоподобные рассуждения – всего лишь эвристическая попытка как-то обозначить феномен сознания через несуществующие в языке понятия с помощью грубой, неточной аналогии. Ведь все что мы знаем, во всяком случае, должны знать – это наше собственное сознание, но сознание сети вряд ли похоже на наше. Однако это первое, и возможно во многом ошибочное приближение, позволит лучше понять причину исторических циклов.

  

Антропологические и исторические данные неоспоримо свидетельствуют о циклической природе развития человека. Причем длительность этих циклов уменьшается со временем. Если время измерять в логарифмическом масштабе — шкала антропологических и исторических циклов становится равномерной. Как это можно объяснить? С.П. Капица [3,4] указывает на существование 11-ти временны́х интервалов в истории эволюции человека. Они определяются им на логарифмической шкале времени (логарифм натуральный).
 

Развитие Мир-системы внутри каждого такого периода, по его мнению, представляет самоподобный процесс, а сама продолжительность циклов определяется тем, что в течение каждого из них, проживало одинаковое количество людей: 9 млрд. человек. Причем эта величина выступает как своеобразный инвариант системного роста. Однако понимания причины цикличности в таком подходе достигнуто не было, что отмечает и сам автор.

 

Введем понятия ментальности клаттера-носителя как средства копирования и функционирования сети. Автор отдает себе отчет, что введение и использование этой величины спорно, а, возможно, и в корне неверно, т.к. неизвестно можно ли измерить такое многомерное явление, как сознание, одним числом. Примем эту ментальность равной единице. Ментальность «управляющего» сети ранга нуль увеличивается в два раза и становится равной двойке. Постулируем для растущей сети удвоение ментальности клаттера-носителя (и «управляющего») при переходе через совершенную и гармоническую стадию ее роста.

   

Рассмотрим сеть 256.  Число связей нижнего уровня в каждой связи между двумя ее клаттерами (необходимое для параллельной передачи данных) в процессе роста этой сети было постоянно и равно 256. Когда сеть 256 достигла совершенства, прошла операцию репликации, и стартовала сеть 65536 (сеть человека), между первыми двумя ее клаттерами установилась гиперсвязь (в сравнении с сетью 256), у которой число связей равно 65536. Следовательно, гиперсвязь сети 65536 состоит из 256-ти связей сети 256.

 

Ментальность клаттера-носителя как средства копирования должна была возрасти в 256 раз при переходе от сети 256 к сети 65536. Но при том определении ментальности, которое было принято, так и происходит. Таким образом, получается, что ментальность клаттера-носителя гармонической или совершенной сети пропорциональна числу узлов сети, или ее размеру. Составим таблицу ментальностей для сетей ранга 0—4: от приматов до человека.

 

Таблица 6А. Рост ментальности сетей рангов R =  0,1,2,3,4.

  

Ментальность носителя в начале каждого этапа эволюции уже достигала величины достаточной для копирования связей и узлов на всем этапе. Тем не менее она продолжала расти для того, чтобы соответствовать растущему сознанию «управляющего». При таком росте достигается ее соответствие как средства копирования новой гиперсвязи на следующем этапе эволюции.
 

Итак, в процессе роста сети при переходе от одного этапа эволюции к другому, ментальность клаттера-носителя постоянно росла. Клаттер-носитель обладает двойственной природой. С одной стороны, для сети — это средство копирования и функционирования. С другой стороны, он связан с человеком и с его сознанием как личности. Введем понятие ментальности человека, как носителя ИС. Эта ментальность является отражением ментальности связанного с ним клаттера-носителя, поэтому будем измерять их в одних и тех же единицах. Но в данном подходе сравнивать не будем, т.к. неясно как это сделать.

 

Ментальность клаттера-носителя как средства копирования должна расти и соответствовать связи следующего этапа, а ментальность индивидуума, связанного с этим клаттером-носителем  — обеспечивать те преимущества, которые дает сознание для собственной экспансии и экспансии сети. У приматов, гоминоидов, гоминид и человека — это привело к постоянному росту объема головного мозга в процессе всех этапов их эволюции. Размерность ментальности — секунда в минус первой.


Так, производительность современных компьютеров измеряется в терафлопсах. В процессе роста сети, при переходе между гармоническими стадиями, ментальность носителя-человека каждый раз скачком возрастала в два раза. (Речь идет о среднем показателе.) То же можно сказать и о ментальности социума, представляющего собой множество людей, соединенных разнообразными социальными связями.

 

Введем в рассмотрение уровень ментальности социума УМ как двоичный логарифм ментальности носителя-человека. УМ социума в первом приближении характеризует уровень социального развития общества.  УМ — это безразмерный логарифмический показатель, характеризующий относительное изменение уровня социального развития (сознания) человека и общества. Абсолютное его значение, при таком определении, не несет никакой информации.  При возрастании УМ-а на единицу за какой-то промежуток времени, скажем, с 30 до 31 означает, что численность населения Земли при УМ = 30 за это время удвоится, а при УМ = 31 удвоится за  время, вдвое меньшее.
 

Введение такого показателя вполне логично, если исходить из принципа демографического императива Капицы в непричинной его формулировке. Т.е. в том его понимании, в котором численность населения Земли не является причиной гиперболического роста этой численности и других показателей глобального развития, а выступает лишь как показатель уровня развития мирового сообщества. (В нашей модели таким показателем является размер растущей сети.)

 

В то же время надо отметить, что, несмотря на удобство использования этого показателя, поскольку он меняется (как действительное число) в небольших пределах от 1 до 256, его применение имеет два недостатка: Первый недостаток связан с его достоинством: показатель этот логарифмический и, чисто психологически, увеличение его на единицу  (в жизни мы всегда имеем дело с линейной шкалой), казалось бы, мало что меняет. На самом же деле уровень социального развития общества при таком увеличении — удваивается.
 

Второй недостаток, связанный с применением УМ-а, заключается в том, что этот показатель никак не выделяет в количественном отношении главные этапы эволюции человека, когда УМ принимает значения: 1,2,4,8,16,32,64,128,256. Т.е. гармонические сети выделены лишь его целочисленностью, а совершенные сети, образующиеся при возникновении нового вида, выделяются среди гармонических лишь тем, что являются степенями двойки.

 

Если бы УМ возрастал (во времени) равномерно, то равномерным был бы и исторический процесс. Однако на самом деле — это не так по причине его «квантовой» природы. При достижении сетью гармонических стадий роста, происходит прибавка по принципу «все или ничего»: еще одного блока в какую-то неведомую структуру. Именно поэтому сеть и не может их пропустить. Сеть человека растет от 2 до 65536 клаттеров и проходит 16 гармонических стадий роста, при этом УМ всякий раз увеличивается на единицу. Следовательно, имеется 15 исторических периодов, представленных в таблице 7.

 

  

Длительность каждого исторического периода уменьшается в зависимости от его номера по закону, близкому к геометрической прогрессии со знаменателем 1/2. Выпишем ряд отношений длительности следующего периода, к предыдущему:

 

0.42, 0.45, 0.48, 0.50, 0.52, 0.60, 0.39, 0.5, 0.5, 0.5, 0.5, 0.5, 0.5, 0.5            (35)
 

Скачок в этой последовательности приходится на момент неолита, когда степень сжатия исторического времени была максимальной. С этого момента и до 1978 года это сжатие подчиняется закону геометрической прогрессии. На сокращение исторических периодов по закону прогрессии указывает историк И.М. Дьяконов в обзоре истории человечества «Пути истории». [8]  Каждому историческому циклу соответствует свой уровень ментальности (УМ).

 

Скорее всего, он не связан с объемом информации, накопленной в социуме, а представляет собой аналог известного коэффициента IQ. Это показатель уровня развития общества и потенциальной способности социума к развитию. На языке информатики УМ — это характеристика «железа», а не «софта». Так, компьютер на базе процессора Pentium IV при той же операционной системе имеет более высокие мультимедийные возможности, чем Pentium I.


УМ характеризует социум в целом и не приложим к отдельному человеку, так же как температура не определяет кинетическую энергию отдельно взятой молекулы. В момент достижения растущей сетью гармонической стадии своего роста в социуме появляются люди, являющиеся носителями следующего по величине уровня ментальности. Этих «пассионарных» личностей сначала немного, но через некоторое количество поколений, именно они определят вектор развития.

 

Для сети этот процесс приводит к смене носителя-человека в процессе эпохи. Действительно, для сетей неотрицательного ранга носителями являются «материальные» клаттеры сети ранга нуль. Их смена происходила как в моменты начала эпох (появление нового вида), так и внутри этих эпох: Homo erectus —1,8—1 млн. лет, гейдельбергский человек — 0,8 млн. лет, неандерталец — 0,35 млн. лет, Homo sapiens sapiens — 0,1 млн. лет. до н.э.


Историки давно заметили, что мировой исторический процесс происходил с удивительной синхронностью на разных исторических этапах в разных странах, регионах, частях света. С.П. Капица объясняет это явление системностью человечества и подобием развития всех его частей. Но человечество в целом, в разные исторические времена, было системой только в том смысле, что все целиком находилось в сети и эволюционировало по циклам, синхронно с ее ростом. Уровень ментальности также синхронно рос вместе с размером сети, независимо от пространственного расположения носителей, и именно этим объясняется синхронизм исторического процесса.


А как же изоляты? Изоляты — это этносы, группы людей, изолированные от общего эволюционного процесса. В этом случае следует говорить о нереализованной потенциальной возможности к прогрессивному развитию из-за нехватки информации. В таком положении оказались древние цивилизации, расположенные на Американском континенте. Тем не менее и их развитие, хотя и с заниженными показателями, но повторяло все те же циклы, что и остальной мир. Даже сегодня можно найти малые сообщества людей, которые находятся в неолитической и даже палеолитической стадии развития. Но если взять ребенка из какого-то дикого племени, вырастить и дать ему образование, он ничем не будет отличаться от современного человека.


А вот если был бы возможен тот же перенос, скажем, из неолита — результат вышел бы отрицательным. В любом случае ребенок должен быть достаточно мал и не должен еще начать говорить, иначе шансы практически будут равны нулю. Дело в том, что в процессе роста ребенка возникает такой период, когда он может и должен научиться говорить. Если же время активации соответствующих невральных процессов не сопровождается общением с родителями, другими людьми, этот ребенок никогда не станет полноценным членом общества. Инстинкт к обучению языка, проявляющийся во время роста зон Брока и Вернике столь сложен, что обучение лишь способствует выявлению уже существующей способности к сложной осмысленной речи и ее восприятию. О том,  как образовался креольский язык пишет С. Пинкер в своей книге «Язык как инстинкт» [7]:

 

Сначала это был язык "пиджин". Хозяева табачных, хлопковых и других плантаций умышленно смешивали рабов разных национальностей, действуя по принципу "разделяй и властвуй". Так и появился "пиджин", представляющий из себя обрубленные цепочки слов (типа "твоя мою не понимай"), составленные на языке колонизаторов. Лингвист Дерек Бикертон представил доказательство того, что одним махом "пиджин" мог быть преобразован в полноценный сложный язык: Для этого нужно было оставить наедине с языком "пиджин" группу детей в том возрасте, когда они только начинают осваивать свой родной язык. Не удовлетворенные простым воспроизведением несвязных цепочек слов, дети привносили грамматическую систему туда, где ее не существовало и в помине. Так был создан креольский язык, который по богатству и выразительности не уступает всем другим языкам мира.

 

Событием номер один процесса становления ноосферы было появление языка. Миграция людей из Африки началась 100 тыс. лет назад, и к 10000 г. до Р.Х. люди расселились по всему миру. Исходя из этого, лингвисты приходят к выводу, что первоначальный праязык уже сформировался 100 тыс. лет назад или, по крайней мере, находился на одной из заключительных стадий своего развития. Возникает вопрос такой же, как и для всех других значимых этапов становления ноосферы. Какая информационная структура ответственна за формирование «сферы разума» и где она расположена? Может быть, это геном? Вот что пишет о геноме петербургский философ А. Болдачев:


...По своей сущности, исходной природе геном (генетический механизм) отвечает за функциональность отдельной клетки, и только (!): на основе фрагментов ДНК синтезируются ферменты (белки) которые управляют всеми процессами внешней и внутренней жизнедеятельности клетки... ...генетический механизм, обеспечивая жизнедеятельность клеток многоклеточного организма, не имеет прямого отношения к функционированию организма как целого. Геном не содержит функциональных механизмов управления на уровне системы клеток. Для генома организм в принципе не существует. Фрагмент книги "НОВАЦИИ. Суждения в русле эволюционной парадигмы" [14]   http://www.boldachev.com/pay


С позиции креационизма, творец, постоянно совершенствующий свое творение, воздействовал бы на геном (на любую наследственную информацию). Так оно, вероятно, и есть, но, может быть, есть еще какая-то структура? Может быть, это неокортекс? Но информация о нем должна быть в геноме, и, кроме того, рост мозга в историческое время закончился, а ноосфера прирастала новыми составляющими. Но, может быть, это качественные изменения в коре?

 

Рост извилин тоже всего не объясняет, ведь последний раз УМ возрастал дважды в прошлом веке, а до этого — в позапрошлом. Должна быть внешняя причина, а, возможно, и внешний «накопитель»: какая-то внешняя структура, где суммировался УМ нашего вида в процессе его эволюции. Не информационная, а «аппаратная» составляющая, которая, собственно, и определяет человека XXI столетия.


Но вернемся к основным этапам формирования ноосферы. В результате неолитической революции были созданы жизнесберегающие технологии:  сельское хозяйство, одомашнивание, письменность…, позволившие сети перевести рост численности на более крутую, «теоретическую» гиперболу. Затем идут культуры древнего Египта, Индии, Китая, которые дали первые философские учения и политеистические формы религии. Тогда же впервые возникла, в современном смысле слова, элементарная ячейка общества — семья.

Древняя Греция — новые философские учения как «пробный вариант науки», которая только в таком виде и могла тогда существовать: учения Демокрита, Левкиппа, Пифагора… Но дальнейший гиперболический рост был бы невозможен без революции в этике, которая выразилась в рождении мировых религиозных течений и, прежде всего, христианства (по таблице — это 628 г новой эры, а не ее начало, возможные причины такого несоответствия были отмечены нами ранее).


Следующим этапом построения ноосферы было возникновение эстетики как живого процесса становления всех видов искусств: музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, литературы… Это был совершенно необходимый этап, ведь без «чувства прекрасного» невозможны достижения в других, материальных, сферах. Эпоха Возрождения следует после эпохи Средневековья и приурочивается обычно к началу XVI века. Возникло новое искусство, в котором наука играла первостепенную роль. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве той поры особенно важную роль. Художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.


Большинство историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно говорить, только начиная с XVI–XVII вв. Это была эпоха, когда появились работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с возникновением науки, являются работы И. Ньютона. Рождение науки, естествознания здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата.


Технический этап формирования ноосферы начался в середине позапрошлого века. Именно тогда появились первые паровозы, пароходы, промышленное производство… Техника — это совокупность средств человеческой деятельности, направленная на удовлетворение непосредственных потребностей общества. Эта совокупность включает, к примеру, технические продукты, способные усиливать какие-то качества, присущие человеку до степени, природно ему недоступной.

 

Так, экскаватор, автомобиль — усиливают мускульные возможности, телескоп и микроскоп — зрительные, телеграф и радио — коммуникационные, а калькулятор, компьютер — умственные. Для любой техники характерно, если можно так выразиться, почти полное отсутствие ума. Имеется в виду то, что информационные системы ее сопровождающие, будь то регулятор Уатта или автопилот самолета, не способны (или малоспособны) к моделированию интеллектуальной деятельности человека.


Следующий этап развития ноосферы — технологический. В чем его отличие от технического? В том, что продукты последнего начинают стремительно «умнеть». Характерной чертой технологии является информационная сложность ее продукции. На технологическом этапе развития ноосферы стартовал процесс моделирования сознания на основе электронной, фотонной, квантовой и других технологий.


Последний раз подобное по значимости событие произошло 1,85 млн. лет тому назад в Африке (Азии, Грузии...?) при старте сети (сетей?) четвертого ранга  в момент начала эволюции  рода Homo.  УМ социума первых архантропов возрос тогда скачком с 16 до 17. Что же касается современного социума, этап суммы технологий сменится новым этапом, о котором пока ничего неизвестно и который будет длиться многие тысячи лет, пока численность населения Земли снова не удвоится, а УМ не увеличится до 34.
 

Язык, жизнесбережение, этика, эстетика, наука, техника, технология, сумма технологий — все это звенья одной цепи, и с приростом очередного звена, УМ социума возрастал на единицу. Это, конечно, упрощенная схема, ведь все эти составляющие ноосферы всегда присутствовали в процессе эволюции и будут развиваться в будущем. Но момент расцвета, точка отсчета их генезиса — это именно тот период, который отмечен в таблице.

Что же является «двигателем прогресса», где генерируются «пассионарные толчки», в чем причина экспансии нашей технологической цивилизации?
 

Эта причина — Сеть, с ее плановой потребностью в клаттерах. Действительно, например, в эпоху палеолита ее рост мог быть только таким, каким и был. При выбранной постоянной цикла копирование клаттеров не могло происходить быстрее. И даже получи наш вид больший УМ в те времена, ей пришлось бы притормаживать прогресс. На самом деле УМ закладывался сетью в процессе каждого этапа, и именно такой, какой был необходим для выполнения плана. Весь этот ряд от зарождения языка до появления технологий был спланирован и реализован сетью для собственной экспансии.

 

Так может быть человечеству как-то «стряхнуть» ее с себя, и продолжить собственное свободное развитие? Но что такое наше сознание? Возможно, — это только тень бесконечного ряда иерархических ментальных структур, который и представляет собой сеть. Мы ее порождение, и наше существование немыслимо без нее.