А.В. Молчанов, Сетевая теория роста численности населения Земли

 

Финальность, как движущая сила
универсальной эволюции

  1. Введение

  2. Финитность – необходимое условие финальности

  3. Финализм в эволюционной биологии

  4. Финальность в устройстве Солнечной системы

  5. Уникальная Земля, или принцип заурядности?

  6. Шесть аргументов в пользу финализма

  7. Финализм и универсальная эволюция

  8. Финализм и программа SETI

 

 

Введение

Современный научный подход к вопросам эволюции и развития опирается на преставление о самоорганизации материи и самодостаточности элементарных законов с преддетерминацией, т.е. простейших физических законов, для объяснения всего спектра явлений материального мира. Но так ли это? Имеет ли финализм, как эвристическая позиция право на жизнь? Целью нашего исследования, является доказательство того, что финализм как основа для описания универсальной эволюции, полностью соответствует всем имеющимся натурфилософским, антропологическим и историческим данным о природе, человеке и обществе.

 

Понятия финальности связано с философским системами, которые рассматривают исторический процесс, как движение имеющее конечную цель, благодаря которой обретают смысл реальные исторические события. История описывается как процесс, направляемый имманентно присущей ему целью. Идея «Конца Истории» является детерминистской и телеологической философской идеей, представляющей историю как линейный процесс и придающей ему смысл и цель. По Гегелю, история есть процесс самореализации высшего Духа (или Сознания). Осуществляя свои цели, абсолютный Разум управляет вещами событиями и людьми, хитроумно используя их "свободные воли" для того, чтобы воплотиться, осознать самого себя и самореализоваться.

 

Прежде всего дадим определение финальности и финализму. Этого определения нет ни в БСЭ, где финальность отождествляется с телеологией, ни в каких-либо других авторитетных источниках, исключая [19]. Определим финальность как свойство, развивающейся или эволюционирующей (чем они различаются см. например здесь) системы (или как свойство проекта), заключающееся в предопределенном стремлении этой системы к достижении некоторой цели. А финализм (в контексте универсальной истории), как такое течение научной мысли, такой взгляд на эволюцию, который предполагает поэтапное движение мира от ее начала "точки Альфа" (Большого взрыва), к предопределенному концу, финалу, "точке Омега". Причем речь здесь идет об универсальной (стартовавшей в момент Большого взрыва), а не только биологической эволюции.

 

Теория, гипотеза, считается финалистской, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев [19]:

 

  • Примату целевых нематериальных отношений над реальными каузальными связями.
  • Наличию внутренней наперед заданной программы развития, детерминирующей строгую направленность эволюции.
  • Уподобление эволюции онтогенезу и движению к неизбежному финалу.
  • Эквифинальность развития.

 

Здесь мы попытаемся показать, что финализм позволяет:

 

  • Объяснить парадоксы эволюции.
  • Понять выделенность современного ее этапа.
  • Объяснить аномальное поведение Солнца в конце XX начале XXI века.
  • Объяснить парадокс молчания Вселенной.
  • По новому подойти к проблеме SETI.
  • Оценить число цивилизаций в Галактике.
  • Выработать оптимальную стратегию поиска внеземных цивилизаций.

 

Но сначала сформулируем принцип отказа от применения понятия бесконечность в естественных науках, в тех случаях, когда при описании какого-либо явления или процесса, невозможно указать его границы или количественную меру. (Этот отказ не касается тех случаев, когда бесконечность, как математическая абстракция используется в теоретических построениях.) Без такого отказа, невозможен переход к финалистическому описанию эволюции, т.к. финализм предполагает конечное, ограниченное количество "ресурсов", необходимых для ее реализации. Под ресурсами здесь понимаются не только материальные ресурсы – масса, энергия, полное число барионов, лептонов, фотонов... , но также пространство и время.